Актуальность. Целью медицинского образования является формирование врачебных компетенций. Значимым образовательным инструментом для формирования этих навыков принятия решений стала технология виртуальных пациентов, как стандартизированной, цифровой, безопасной для реальных пациентов модели. Дистанционный доступ позволяет расширить географию использования, дает возможность обучаться при невозможности или ограничениях очного формата образования.
Цель. Публичное представление динамики разработки и практических результатов использования методов инженерии знаний в ходе создания программного комплекса для формирования и оценки компетенций принятия врачебных решений.
Материал и методы. Материалами исследования служили экспертные знания опытных клиницистов, имеющих значительный научно-педагогический опыт. В работе с экспертами использованы индивидуальные и групповые коммуникативные методы инженерии знаний: анкетирование, мозговой штурм, структурированное интервью, критический обзор, метод Делфи для анонимного заочного согласования оценок.
Результаты. Каждый завершенный случай рассматривался как совокупность текстовой и мультимедийной информации, описывающей лечебно-диагностический процесс (ЛДП). Эта информация была дискретизована и представлена последовательностью информационных узлов в линейной траектории — моделью ЛДП «как было». В дальнейшем был определен перечень информационных узлов, в которых могло бы произойти изменение траектории ЛДП после непринятых решений, и синтезированы отсутствующие в реальности дополнительные траектории. Вместо линейной модели для каждого случая был создан разветвленный граф — модель «как могло быть», включающая определенный набор траекторий ЛДП. Сформулированы критерии и шкала оценки эффективности решений обучающихся, разработана рейтинговая система оценивания, подготовлены доказательные справочные материалы для каждого кейса. На основе полученных результатов сформулировано техническое задание для группы программистов, разработан и реализован программный комплекс для формирования и оценки компетенций принятия решений обучающимися.
Выводы. Опыт работы мультидисциплинарной команды показал, что инженерия экспертных знаний в слабо формализованных доменах занимает центральное место в разработке программного комплекса для формирования и оценки компетенций принятия врачебных решений.
Цель. Публичное представление динамики разработки и практических результатов использования методов инженерии знаний в ходе создания программного комплекса для формирования и оценки компетенций принятия врачебных решений.
Материал и методы. Материалами исследования служили экспертные знания опытных клиницистов, имеющих значительный научно-педагогический опыт. В работе с экспертами использованы индивидуальные и групповые коммуникативные методы инженерии знаний: анкетирование, мозговой штурм, структурированное интервью, критический обзор, метод Делфи для анонимного заочного согласования оценок.
Результаты. Каждый завершенный случай рассматривался как совокупность текстовой и мультимедийной информации, описывающей лечебно-диагностический процесс (ЛДП). Эта информация была дискретизована и представлена последовательностью информационных узлов в линейной траектории — моделью ЛДП «как было». В дальнейшем был определен перечень информационных узлов, в которых могло бы произойти изменение траектории ЛДП после непринятых решений, и синтезированы отсутствующие в реальности дополнительные траектории. Вместо линейной модели для каждого случая был создан разветвленный граф — модель «как могло быть», включающая определенный набор траекторий ЛДП. Сформулированы критерии и шкала оценки эффективности решений обучающихся, разработана рейтинговая система оценивания, подготовлены доказательные справочные материалы для каждого кейса. На основе полученных результатов сформулировано техническое задание для группы программистов, разработан и реализован программный комплекс для формирования и оценки компетенций принятия решений обучающимися.
Выводы. Опыт работы мультидисциплинарной команды показал, что инженерия экспертных знаний в слабо формализованных доменах занимает центральное место в разработке программного комплекса для формирования и оценки компетенций принятия врачебных решений.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело. Доступно по https://ssmu.ru/upload/ filesarchive/minobrfiles/31.05.01_Lechebnoe_delo_2020.pdf.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — специалитет по специальности 30.05.03 Медицинская кибернетика. Доступно по https:// ssmu.ru/upload/filesarchive/minobrfiles/30.05.03_Medicinskaja_kibernetika_2020.pdf
3. Петрова В.Н. Возможности применения технологии проблемно-ориентированного обучения (PBL) в практике высшего образования. Сибирский психологический журнал. — 2017. — №65. –С.112-124. doi: 10.17223/17267080/65/9.
4. Bateman J, Allen M, Kidd J, Davies D. Virtual patient design: exploring what works and why. A grounded theory study. Medical Education. 2013; 47(6): 595-606. doi:10.1111/medu.12151.
5. Consorti F, Mancuso R, Nocioni M, et al. Efficacy of virtual patients in medical education: A meta-analysis of randomized studies. Computers & Education. 2012; 59(3): 1001-1008. doi:10.1016/j. compedu.2012.04.017.
6. Hege I, Kononowicz AA, Berman NB, Kiesewetter J. Advancing clinical reasoning in virtual patients — development and application of a conceptual framework. J. Med. Educ. 2018; 35(1): Doc12. doi:10.3205/zma001159.
7. Карась С.И., Корнева И.О., Аржаник М.Б. и др. Роль и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в формировании врачебных компетенций // Врач и информационные технологии. — 2018. — №4. — С.46-58.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — специалитет по специальности 30.05.03 Медицинская кибернетика. Доступно по https:// ssmu.ru/upload/filesarchive/minobrfiles/30.05.03_Medicinskaja_kibernetika_2020.pdf
3. Петрова В.Н. Возможности применения технологии проблемно-ориентированного обучения (PBL) в практике высшего образования. Сибирский психологический журнал. — 2017. — №65. –С.112-124. doi: 10.17223/17267080/65/9.
4. Bateman J, Allen M, Kidd J, Davies D. Virtual patient design: exploring what works and why. A grounded theory study. Medical Education. 2013; 47(6): 595-606. doi:10.1111/medu.12151.
5. Consorti F, Mancuso R, Nocioni M, et al. Efficacy of virtual patients in medical education: A meta-analysis of randomized studies. Computers & Education. 2012; 59(3): 1001-1008. doi:10.1016/j. compedu.2012.04.017.
6. Hege I, Kononowicz AA, Berman NB, Kiesewetter J. Advancing clinical reasoning in virtual patients — development and application of a conceptual framework. J. Med. Educ. 2018; 35(1): Doc12. doi:10.3205/zma001159.
7. Карась С.И., Корнева И.О., Аржаник М.Б. и др. Роль и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в формировании врачебных компетенций // Врач и информационные технологии. — 2018. — №4. — С.46-58.
Для цитирования
Карась С.И., Аржаник М.Б. Инженерия знаний в разработке программного комплекса для удаленного формирования компетенций принятия решений. Врач и информационные технологии. 2023; 1: 4: 16-27. doi: 10.25881/18110193_2023_1_16.
Документы
Ключевые слова